Суббота, 20 Апрель 2024
logo_pergament

Положение об ординатуре в НИИ ОММ

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРДИНАТУРЕ

 Положение о подготовке клинических ординаторов в ФГБУ «НИИ ОММ»

1. Общие положения

Клиническая ординатура – часть многоуровневой структуры высшего медицинского образования в Российской Федерации, форма профессионального последипломного образования врачей, проводимого с целью подготовки или переподготовки специалистов отрасли, а также повышения их квалификации.
Регулирование образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования осуществляется Министерством образования Российской Федерации и науки посредством лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных и научных медицинских учреждений в установленном порядке.
Настоящий Положение организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры определяет правила организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры (далее - программы ординатуры), в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи обучения в ординатуре:
- сформировать обширный и глубокий объем базовых, фундаментальных медицинских знаний, формирующих профессиональные компетенции врача, способного успешно решать свои профессиональные задачи;
- сформировать и совершенствовать профессиональную подготовку врача-специалиста, обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентирующегося в сложной патологии, имеющего углубленные знания смежных дисциплин;
- сформировать умения в освоении новейших технологий и методик в сфере своих профессиональных интересов;
- подготовить к самостоятельной профессиональной лечебно-диагностической деятельности врача-специалиста, умеющего провести дифференциально-диагностический поиск, оказать в полном объеме медицинскую помощь, в том числе при ургентных состояниях, провести профилактические и реабилитационные мероприятия по сохранению жизни и здоровья во все возрастные периоды жизни пациентов, способного успешно решать свои профессиональные задачи;
- подготовить врача-специалиста, владеющего навыками и врачебными манипуляциями по профильной специальности;
- сформировать и совершенствовать систему общих и специальных знаний, умений, позволяющих врачу свободно ориентироваться в вопросах организации и экономики здравоохранения, страховой медицины, медицинской психологии.
Обучение ординаторов осуществляется по специальностям, предусмотренным действующей «Номенклатурой врачебных специальностей» в соответствии с лицензией Института на правоведения образовательной деятельности.
Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования утверждаются Министерством здравоохранения РФ. Основные образовательные Программы по специальностям, в том числе учебные планы утверждаются Ученым советом и директором ФГБУ «НИИ ОММ» Минздрава РФ (далее Институт) и пересматриваются каждые 5 лет с учетом изменений.
К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование.
Формы получения образования и формы обучения по программам ординатуры устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами.
При осуществлении образовательной деятельности по программе ординатуры ФГБУ «НИИ ОММ» Минздрава РФ обеспечивает:
проведение учебных занятий по дисциплинам (модулям) в форме лекций, семинаров, консультаций, практических занятий (в том числе на базе иных медицинских организаций), в иных формах, устанавливаемых организацией;
проведение практик (в том числе на базе медицинских, фармацевтических и иных организаций);
проведение контроля качества освоения программы ординатуры посредством текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.
Программа ординатуры, разрабатываемая в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (далее соответственно - базовая часть и вариативная часть).
Базовая часть программы ординатуры является обязательной, обеспечивает формирование у обучающихся компетенций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, и включает в себя:
дисциплины (модули) и практики, установленные федеральным государственным образовательным стандартом;
дисциплины (модули) и практики, установленные организацией;
итоговую (государственную итоговую) аттестацию.
Вариативная часть программы ординатуры направлена на расширение и (или) углубление компетенций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, а также на формирование у обучающихся компетенций, установленных организацией дополнительно к компетенциям, установленным федеральным государственным образовательным стандартом (в случае установления организацией указанных компетенций), и включает в себя дисциплины (модули) и практики, установленные организацией.
При реализации программы ординатуры ФГБУ «НИИ ОММ» Минздрава РФ обеспечивает обучающимся возможность освоения факультативных (необязательных для изучения при освоении программы ординатуры) и элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин (модулей). Избранные обучающимися элективные дисциплины (модули) являются обязательными для освоения.
При обеспечении инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация включает в программу ординатуры специализированные адаптационные дисциплины (модули).
При реализации программы ординатуры, разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, факультативные и элективные дисциплины (модули), а также специализированные адаптационные дисциплины (модули) включаются в вариативную часть указанной программы.
Институт может проводить прием на обучение по программам ординатуры за счет лиц средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании образовательных услуг. Граждане других государств принимаются на обучение по программам ординатуры по договорам об оказании образовательных услуг. Прием в ординатуру на договорной основе осуществляется сверх контрольных цифр приема, утвержденных Министерством образования и науки РФ.
Прием на обучение по программам ординатуры осуществляется по результатам вступительных испытаний.
Все поступающие в ординатуру пользуются равными правами, независимо от социального происхождения и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства. Ограничения допускаются только по медицинским противопоказаниям, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Право на зачисление в ординатуру имеют лица, успешно прошедшие по конкурсу.
Организация приема, проведения вступительных испытаний, конкурса и зачисления на обучение по программам ординатуры осуществляется приемной комиссией.
Приемная комиссия Института объявляет прием на обучение по программам ординатуры и с целью ознакомления поступающих размещает на официальном сайте Института следующие документы:
- устав Института;
- лицензию на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
- свидетельство о государственной аккредитации (с приложениями);
- перечень основных образовательных программ высшего образования, реализуемых Институтом.
Приемная комиссия на официальном сайте института и на информационном стенде приемной комиссии размещает следующую информацию:
- порядок приема на обучение по программам ординатуры в Институт;
- перечень специальностей, на которые Институт объявляет прием в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности;
- общее количество мест для приема на обучение по программам ординатуры по специальности;
- образец договора для поступающих на места по договорам об образовании;
- информацию о количестве мест в общежитии для иногородних поступающих, порядке предоставления мест в общежитии.
Вступительные испытания осуществляются экзаменационной комиссией и проводятся в объеме требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам специалитета соответствующей специальности.
Обучающимся в ординатуре на бюджетной основе выплачивается стипендия в размере, установленном соответствующими нормативными документами, за счет средств федерального бюджета. Выплата государственных стипендий ординаторам производится в пределах стипендиального фонда, определяемого в соответствии с законодательством РФ.
Выплата государственной стипендии ординатору производится на основании приказа о зачислении с начала учебного года один раз в месяц и прекращается с месяца, следующего за месяцем издания приказа о его отчислении.
Срок обучения в ординатуре продлевается приказом директора Института, на время отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком в соответствии с действующим законодательством; а также на период болезни ординатора продолжительностью свыше месяца, но не более, чем на время болезни, при наличии соответствующих заключений медицинских учреждений.
Ординаторы, не приступившие к занятиям в течение 1 месяца или пропустившие занятия свыше 1 месяца без уважительной причины, не прошедшие промежуточную или итоговую аттестацию в установленные сроки подлежат отчислению из ординатуры приказом директора Института по представлению руководителя отдела по разработке и внедрению новых медико-организационных форм перинатальной помощи.
На ординаторов, поступивших на условия целевого приёма распространяются все права и обязанности, предусмотренные настоящим Положением.
В ФГБУ «НИИ ОММ» Минздрава РФ образовательная деятельность по программам ординатуры осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если статьей 14 Федерального закона не установлено иное.
Образовательный процесс по программе ординатуры разделяется на учебные годы (курсы).
Учебный год начинается 1 сентября. Организация может перенести срок начала учебного года не более чем на 2 месяца.
В учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее 6 недель. Срок получения высшего образования по программе ординатуры включает в себя каникулы, предоставляемые по заявлению обучающегося после прохождения итоговой (государственной итоговой) аттестации.
Перечень, трудоемкость и распределение по периодам обучения дисциплин (модулей), практик, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся определяются учебным планом программы ординатуры.
Контроль качества освоения программ ординатуры включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся один раз в год и итоговую (государственную итоговую) аттестацию обучающихся.
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплин (модулей) и прохождения практик, промежуточная аттестация обучающихся - оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплинам (модулям) и прохождения практик. По итогам промежуточной аттестации назначается стипендия на следующий год обучения.
Формы, система оценивания, порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся, включая порядок установления сроков прохождения соответствующих испытаний обучающимся, не прошедшим промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющим академическую задолженность, а также периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются локальными нормативными актами организации.
Лицам, успешно прошедшим итоговую (государственную итоговую) аттестацию, выдается документ об образовании и о квалификации.
Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается диплом об окончании ординатуры, подтверждающий получение высшего образования по программе ординатуры.
Лицам, не прошедшим итоговой (государственной итоговой) аттестации или получившим на итоговой (государственной итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть программы ординатуры и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией.

Особенности организации образовательного процесса
по программам ординатуры для инвалидов и лиц
с ограниченными возможностями здоровья

Содержание высшего образования по программам ординатуры и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной программой ординатуры, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе программ ординатуры, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
Обучение по программам ординатуры инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Под специальными условиями для получения высшего образования по программам ординатуры обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение программ ординатуры обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В целях доступности получения высшего образования по программам ординатуры инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается:
1) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети "Интернет" для слабовидящих;
размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации;
2) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения));
обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
3) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах или в отдельных организациях.
При получении высшего образования по программам ординатуры обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Права и обязанности ординаторов

Ординаторы обязаны овладевать знаниями, навыками и врачебными компетенциями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами, правила внутреннего распорядка и правила общежития, участвовать в реализации мероприятий, проводимых институтом.
3а нарушение обязанностей, предусмотренных правилами его внутреннего распорядка, к ординаторам могут быть применены дисциплинарные взыскания, включая отчисление из ординатуры.
Наряду с закрепленными в Законе Российской Федерации «Об образовании» правами ординаторы имеют право:
- участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования;
- участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности Института, в том числе через общественные организации и органы управления;
- бесплатно пользоваться библиотеками, электронным образовательным порталом;
- информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений Института в установленном порядке; принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;
- представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях Института;
- обжаловать приказы и распоряжения администрации Института в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Порядок разработки и утверждения образовательных программ
Программа ординатуры представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представляется в виде следующего комплекта учебно-методических документов: общей характеристики программы ординатуры, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, оценочных средств, методических материалов, иных компонентов, включенных в состав программы ординатуры по решению ее разработчика.
1. Программа ординатуры ФГБУ «НИИ ОММ» Минздрава РФ разрабатывается Учебным центром на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 25.08.2014г. №1043 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.01 Акушерство и гинекология (уровень подготовки кадров высшей квалификации» (далее ФГОС) и утверждается директором института на основании решения Ученого совета.
2. Рекомендуемые этапы разработки программы ординатуры:
1) на первом этапе определяются: требуемые результаты освоения программы ординатуры – универсальные и профессиональные компетенции выпускников, установленные ФГОС, самостоятельно устанавливаемые разработчиком программы ординатуры с учетом направленности программы ординатуры;
2) на втором этапе определяются планируемые результаты обучения для достижения каждой заявленной в программе компетенции выпускников (знания, умения, владения, опыт деятельности и т.п.), характеризующие этапы формирования компетенций у обучающихся и обеспечивающих достижение обучающимися требуемых компетенций в процессе освоения программы ординатуры;
3) на третьем этапе на основе совокупности запланированных результатов обучения и с учетом соответствующий требований в соответствии с ФГОС проектируется структура программы ординатуры и составляется учебный план, в котором указывается распределение всех элементов образовательной программы (дисциплин (модулей) практик, этапов научных исследований, мероприятий государственной итоговой аттестации) по периодам обучения (годам, семестрам) с указанием их объемов в зачетных единицах;
4) на четвертом этапе разрабатываются рабочие программы дисциплин (модулей, практик), включающие планируемые результаты обучения, соотнесенные с требуемыми компетенциями выпускников программы ординатуры, описание содержания дисциплин (модулей, практик), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий, фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплине (модулю, практике), описание ресурсного обеспечения (учебно-методического, информационного, материально-технического);
5) на пятом этапе на основе Порядка проведения государственной итоговой аттестации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации 18.03.2016 № 227 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.04.2016 N 41754) разрабатывается программа государственной итоговой аттестации и формируется соответствующий фонд оценочных средств.
3. На официальном сайте ФГБУ «НИИ ОММ» Минздрава РФ размещается полный комплект нормативных и учебно-методических документов, определяющих реализацию программ ординатуры.

Порядок освоения факультативных и элективных дисциплин
При реализации программы ординатуры ФГБУ «НИИ ОММ» Минздрава РФ обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору – элективных дисциплин (модулей). Избранные обучающимся элективные дисциплины (модули) являются обязательными для освоения и включаются в годовой объем образовательной программы (60 зачетных единиц). Объем элективных дисциплин определяется Учебным центром самостоятельно с учетом требований ФГОС.
2. При реализации программы ординатуры обучающимся обеспечивается возможность освоения факультативных дисциплин (модулей), которые не являются обязательными при освоении программы ординатуры и не включаются в годовой объем образовательной программы (60 зачетных единиц).
Перечень факультативных дисциплин, из которых может выбирать обучающийся, формируется Учебным центром, в том числе из числа элективных дисциплин (модулей) программы ординатуры, которую осваивает обучающийся.
3. Освоенные обучающимся элективные и факультативные дисциплины (модули) включаются в его электронное портфолио и приложение к Диплому об освоении программы ординатуры.

Порядок организации проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

1. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплин (модулей) и прохождения практик, промежуточная аттестация обучающихся – оценивание результатов обучения по дисциплинам (модулям), практикам в конце каждого периода обучения.
2. Формы, критерии, показатели и средства оценивания в рамках текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся определяется в рабочих программах дисциплин (модулей), практик.
3. Периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся определяется учебным планом обучающегося. Промежуточная аттестация по дисциплинам (модулям) и практике проводится по итогам их окончательного освоения в конце периода обучения (семестра, года). Промежуточная аттестация проводится по итогам каждого года.
4. Обучающиеся сдают устный экзамен по пройденному материалу.
5. Решение об аттестации принимается экзаменационной комиссией.
6. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, могут пройти соответствующие испытания в течение следующего семестра.

Порядок индивидуального учета результатов освоения обучающимися образовательных программ, хранения в архивах информации об этих результатах
Результаты освоения обучающимся программы ординатуры отражаются в индивидуальном учебном плане и хранятся в личном деле аспиранта и в электронном виде в виде электронного портфолио аспиранта.
2. Электронное портфолио аспиранта включает в себя результаты освоения обучающимся программы ординатуры, а также материалы, подтверждающие индивидуальные достижения обучающегося (сертификаты, дипломы, патенты, научные статьи, творческие работы по направлению подготовки и т.д.) и размещается на электронных ресурсах.